Кто такие торговцы риском?

Появилось новое понятие — «торговец риском». Это — специалист, имеющий интерес в том, чтобы манипулировать оценкой риска в сознании общей массы людей. Когда в главных СМИ подробно освещается какая-то конкретная тема: например, понижение рейтинга определенной компании, у трейдеров складывается совершенно искаженное понимание того, что это значит, и почему это особенно важно. Другие же события, мнения или факты, которые не удостоились первых полос в популярных бизнес изданиях, просто игнорируются.

На самом деле, психологически очень несложно изменить мнение о том, что важно. Чаще это случается потому, что кто-то получает выгоду от манипулирования коллективным сознанием, когда раздувает шумиху вокруг «новости». Вещи, которых трейдеры не понимают — например, сложные фундаментальные отчеты, новые макроэкономические показатели или двусмысленное заявление политика — заставляют их сомневаться и, как следствие, ведут к открытию убыточных сделок.

Новости — это целая индустрия, живущая по своим законам. Кроме функции агитации и манипуляции они еще и развлекают. Если событие не вызывает интерес у публики, ни одно издание не возьмется его прорабатывать. Достоверная информация о том, что каждый день тысяча самолетов «Боинг» благополучно взлетела и приземлилась, не является поводом для новостной кампании в главных газетах, которые читают трейдеры. Но в то же время, предположение об обнаружении неполадки в топливном насосе одного самолета — станет хедлайнером, и будет муссироваться в прессе и на телевидении. Вероятность того, что поломка топливного насоса приведет к трагедии, невелика. Риски варьируются в пропорции от 1:100 до 1: 10 000. Но рядового трейдера волнует только одна единица. Это парадокс в психологии, который результативно используется сильными игроками на бирже.

В начале 2013 года, акции Боинга стоили 75 долларов. После «плохих новостей» в январе, они выросли за полгода до цены в 105 долларов.

Вероятность авиакатастрофы = 0,00001%

Аналогично обстоят дела с новостями об ученых. Информационные агенства громко освещают открытия, которые противоречат логике и вызывают недоумение. Они практически наверняка вскоре будут опровергнуты. Получается, один тот факт, что одно конкретное событие освещают, как сговорившись, все независимые друг от друга источники, заставляет сомневаться в правдивости этого события. Про него не писали бы газеты, не говорило бы радио и телевидение, если бы оно не разнилось с общественным мнением.

Мудрость масс — это нереально, так как массу чаще всего составляют люди непрофессиональные. Обычно, люди — умышленные жертвы, введенные в заблуждение ангажированными службами новостей. Недавно провели социальный опрос среди населения Великобритании. У респондентов интересовались, сколько по их мнению жителей страны — исламисты, и сколько являются на избирательные участки. Ответы были зафиксированы абсолютно неправильными, люди вообще были далеки от истины  — все потому, что их просто дезинформировали.

Перефразируя классика, если людей дезинформируют, значит это кому-нибудь нужно.