Как счет на табло — результат поединка двух спортивных команд, так цена на бирже — результат борьбы покупателей и продавцов. Принимая выбор играть за более сильную команду, трейдер получает больше шансов на итоговую победу. Но как оценить силу команды, к которой присоединиться?
Спрос и предложение — ключ к пониманию природы торговли вообще, и на бирже в частности. Это понятия, которые суммируют желания покупателей приобретать и продавцов реализовывать товары, не важно какие причины кроются за этими мотивами:
- результаты фундаментального анализа, новости
- сигналы технического индикатора
- прогнозы аналитиков и экспертов, слухи, выступления важных чиновников
- инсайдерская информация
- войны, наводнения
- эмоции страха и жажда наживы
Фактически, совокупные спрос и предложения учитывают всё, и это чётко фиксируется в конкретных сделках на реальной бирже. Как хороший врач не распыляется на различные следствия болезни, а ищет одну истинную причину, так хороший трейдер концентрируется на анализе баланса совокупного спроса и предложения, что является первичным рычагом, приводящим цены в движение.
Простой пример. Вы — продавец яблок на рынке. Вы продаете их по 2 доллара за килограмм. За весь день только несколько человек купили у вас пару авосек яблок по предложенной цене, что категорически Вас не устраивает. Тогда на следующий день Вы решаете понизить цены, потому что иначе яблоки сгниют. И это дает желанный результат — во второй день Ваши яблоки нашли покупателей, продажи выросли. Заметьте, вначале случился дефицит спроса, и только затем — цена упала.
На бирже дела обстоят аналогичным образом. Обратите внимание на график цен на акции Apple.

К слову, осень 2012 года дала обильный урожай яблок. Что же на бирже? Акции одноименной компании в то время тоже были в избытке. 17, 18, 19 сентября был зафиксирован низкий объем заключенных сделок. Это дефицит спроса. На следующей неделе продавцы решили сбросить цены, и товар нашел покупателя — цены упали. Всё как в рассмотренном выше примере. Для исследователя спроса и предложения это было очевидное доказательство того, что команда продавцов — сильнее. И играть следует за нее, несмотря на оптимистические новости в СМИ, прогнозы аналитиков, сигналы MACD, RSI, Stoch, Moving Averages, CCI, Bollinger Bands, и других погремушек для индейцев.
Обратите внимание на нисходящую пунктирную линию. Это условная траектория движения равновесной цены — понятия, которое знакомо каждому первокурснику экономического факультета. Несмотря на свою нафталиновую академичность, закон спроса и предложения, сформулированный Альфредом Маршаллом в 1890 году — непревзойденное по мощи безотказное оружие, которое может и должен использовать каждый рядовой трейдер на поле боя бессмертных маркет-мейкеров.
При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.
Заметьте, каждый раз, когда рыночная цена приподнималась выше равновесной (продавцы хотели подороже избавиться от акций Apple), на бирже фиксировалось падение объема — дефицит покупателей. Каждый раз, когда рыночная цена начинала падение в гармонии с равновесной, объемы росли — признак даунтренда. Понимание закона спроса и предложения дает лаконичное определение тренда — линия движения равновесной цены. Текущая рыночная цена не может отойти далеко от равновесной. Она, как собака на поводке, рыщет в разные стороны вокруг своего хозяина. Результат этих телодвижений цены — объем заключенных сделок — объект пристального наблюдения (спекулянт — от латинского speculare — «наблюдать»).
Таким образом, анализ силы покупателей и продавцов сводится к сопоставлению величин объема и динамики цены. Именно цена и объем определяют взаимосвязь спроса и предложения, согласно классическому закону. Как первоклассник складывает из букв слова, так исследователь спроса и предложения складывает бары (свечи) в недвусмысленные послания, который рынок формулирует каждый день, открывая безграничные возможности каждый день. Это забытый язык, на котором невозможно врать.