Умные и не-умные деньги

Грааль — символический источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец». По желанию она в мгновение ока дает любые блюда и драгоценности, а тот, кто пьет из нее, излечивается от всех недугов; даже мертвые, стоит ей лишь коснуться их губ, пробуждаются к жизни. 

Поисками такого Грааля для биржевой торговли занимаются тысячи трейдеров, как начинающих, так и уже успевших поторговать. Каждый торгующий, ищет свой собственный Грааль. Это может быть «уникальный» индикатор, который дает стопроцентно верные сигналы на вход и выход из позиции, или же комплекс таких индикаторов, «эксклюзивный» робот, который за небольшой промежуток времени сможет заработать сотни и тысячи процентов прибыли. Скажу честно, по моему мнению, такого «чудесного» и «универсального» средства не существует. Основа успеха каждого трейдера в понимании структуры рынка, его настроения и состояния. Сами же индикаторы это просто подсказки, и, если мы их используем, то должны на все 100% понимать, что этот индикатор нам показывает. Очень часто приходится видеть картину, когда на рабочем столе торгующего из-за обилия различных индикаторов совершенно не видно самого графика. Вторая картина, которая встречается тоже довольно часто, когда ради того что бы разместить еще один дополнительный индикатор убирают один из самых важных первоисточников информации – объемы торговли.

Давайте разберемся, что представляет собой рынок и что движет цену? Начнем с самого начала, на рынке одновременно присутствуют и покупатели, и продавцы, а изменение цены – это согласие между ними. Однако, ни покупатели, ни продавцы не являются постоянными, в зависимости от настроения и анализа их роли могут меняться. Попробуем представить, что все торгующие делятся на «ведущих» и «ведомых».

Ведущие – довольно небольшой по количеству сегмент рынка, но обладают достаточно большим денежным ресурсом. Как правило, 60 – 70% денежных средств обращающихся на рынке находятся во владении или в управлении этой категории участников рынка.

Ведомые – значительная группа трейдеров и инвесторов располагающая, в совокупности, меньшей частью денежных ресурсов обращающихся на рынке. Почему именно ведущие и ведомые? Когда ведущие уверенны, что цена достаточно низка и интересна своими покупками тормозят рыночные падения. Делается это, как правило, не очень явно и не за одно мгновение. Они, как правило, имеют не только достаточно денежных средств, но и оперируют значительными временными интервалами.

Позиции набирают не одним большим «куском», а несколькими партиями пытаясь раньше времени не показывать свою заинтересованность в приобретении активов. Эта группа участников рынка проводит собственную оценку, когда актив достаточно сильно вырос и не интересен уже по таким ценам. Именно после принятия такого решения и происходит распродажа актива, но тоже поэтапно, чтобы не сильно сбить цену. Ведомые присоединяются к уже начавшемуся росту или падению, сами не могут влиять на остановку падения или роста. Чаще всего – это менее подготовленная часть рынка, торгующая не только на фактах, но и на эмоциях. Именно ведомые покупают в момент распродажи и продают в моменты покупок ведущих. К тому же, данная категория достаточно часто использует максимальные «плечи» и критерий времени у них достаточно короткий. Итак, немного разобравшись с категориями участников рынка, попробуем понять какие же подсказки мы надеемся получить от индикаторов? Наиболее интересные сигналы – определение момента покупок или распродаж. Вопрос: какой индикатор может нам это показать? Большинство из них основаны на вариациях средних цен, максимумов и минимумов, за определенные интервалы времени. Как используя эти данные понять, где происходит крупные покупки или продажи?

Чаще всего остановка движения не происходит моментально, и, соответственно, одна тенденция очень быстро не сменяет другую. Происходят периоды консолидации, другими словами небольшими партиями производится набор позиций или их распродажа. При этом цена удерживается в небольшом коридоре – боковое движение. Об окончании тенденции может говорить повышенный объем после длительного периода роста или падения. Этот объем и будет показывать появление на данных уровнях «Ведущих», но в то же время это не будет сигналом к открытию позиций для всего рынка, так как должен пройти период консолидации, т.е. набора крупного объема актива проходящий в несколько этапов. Анализируя такую картину можно составить собственное мнение о том, в какой фазе находится рынок и что наиболее предпочтительно на данный момент, покупки или продажи. А подсказки, которые предоставляют индикаторы станут простыми и понятными. Конечно же, есть и другие факторы, заслуживающие внимания, но понимание того, что происходит на рынке – это основа.