Глава 9. Прогнозирование событий

Автобиографическая книга, которую написал Ричард Вайкофф. В ней он в увлекательной манере повествует о своем пути на Уолл-Стрит. Ричард рассказывает свой опыт успеха и ошибок, делится наблюдениями, полученными за время работы в качестве брокера, трейдера и учителя, дает рекомендации. Практически все выводы, к которым пришел Вайкофф, справедливы и для сегодняшних рынков. Чуть позже эта книга была переиздана с некоторыми дополнениями под называнием "Wall Street Ventures and Adventures through 40 Years"

Содержание

   

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОБЫТИЙ

В предыдущих главах я упоминал о значении предвидения в области инвестиций и о преимуществах того, чтобы ваши деньги работали так, чтобы они приносили наилучшие результаты в кратчайшие сроки. Мне нравится идти к цели кратчайшим путём. Один из способов сделать это – постоянно следить за относительным положением различных отраслей, чтобы увидеть, в какой из них наибольшие возможности.

Вряд ли для этого потребуется нечто большее, чем чтение свежих газет, чтобы сформировать мнение, что некоторые отрасли находятся в прекрасном положении. Но какая из них находится в наилучшем?

Сталелитейная промышленность, очевидно, процветает. Похоже, что эта отрасль с запозданием заполняет огромный коммерческий и промышленный вакуум, вызванный тем, сколько стали ушло на военные нужды.

Возобновление строительных работ будет важным фактором в сталелитейном бизнесе в течение следующих нескольких лет. Все мы знаем, что страна застраивается, и оживление строительной деятельности, которое в последнее время стало очевидным, очень много значит для торговли сталью.

Теперь, когда железные дороги вернулись в руки их владельцев, мы можем ожидать увеличения заказов на рельсы, автомобили и локомотивы, которые будут поглощать огромное количество стали. Это также должно создать условия для процветания бизнеса, связанного с железнодорожным оборудованием, причём на несколько лет вперед.

В последнее время я много размышлял над этими вопросами, потому что абсолютно уверен в будущем рынка и хочу знать, какие акции из наиболее благополучной отрасли, скорее всего, принесут мне наибольшую выгоду – как с точки зрения дохода, так и прибыли. Правильно спрогнозированные движения рынка приносят больше долларов, чем дивиденды.

Хотя в настоящее время многие второстепенные отрасли находятся в очень выгодном положении, я пришёл к выводу, что одна из них стоит на голову выше всех остальных – это нефтепереработка.

Прилагаемый график показывает, что потребление опережало производство в течение последних двух лет, и нет никаких признаков каких-либо изменений в этой тенденции. Это, в сочетании с прогнозом Уолтера С. Тигла, президента Standard Oil Co. из Нью-Джерси, даёт нам основу для понимания того, на что указывает статистика нефтяной отрасли. По оценкам г-на Тигла, к 1925 году миру потребуется 675 000 000 баррелей сырой нефти против 376 000 000, добытых в 1920 году – это рост на 78%. Он задаётся вопросом – где взять такое огромное количество нефти. Если уж он не может сказать, то нам с вами не стоит и гадать.

Если потребуются дополнительные доказательства, мы можем обратиться к отчёту Британского совета по торговле в Лондоне, чей Центральный комитет сообщил, что спрос имеет тенденцию опережать нынешнее мировое предложение нефти.

Из этого ясно, что в мире существует угрожающая нехватка нефти и что эта ситуация ещё долго не исправится. Поэтому я вкладываю деньги в лучшие нефтяные акции, поскольку, хотя есть много многообещающих возможностей в других областях, я считаю эту отрасль в настоящее время лучшей, в которой можно занять существенную позицию на длинной стороне.

Я руководствуюсь тем, что маржа прибыли от добычи и переработки нефти, особенно от добычи, будет очень существенной – вероятно, намного большей в пересчёте на акцию, чем в сталелитейной, машиностроительной, автомобильной или любой другой из ведущих отраслей промышленности, объём производства в которых может быть расширен за счёт строительства новых заводов и найма большего числа людей. С нефтяным бизнесом всё иначе. Нефть нужно искать; и её не всегда можно найти там, где вы ожидаете. Многие из старых месторождений исчерпываются. Многие нефтяные фонтаны, дававшие год назад 10 000 – 15 000 баррелей сейчас дают десятки или сотни баррелей, и немало случаев, когда и их необходимо выкачивать (Часто на новых месторождениях нефть добывают из недр фонтанным способом. Фонтанирование происходит за счёт высокого давления и энергии пласта нефти. Если этой энергии не хватает, то применяют дополнительное оборудование, а способ добычи называют механизированным. Прим. перев.)

Месторождение Рейнджер на 1 июля 1919 года давало 160 000 баррелей в день. К 1 февраля 1920 года этот показатель снизился до 80 000 баррелей в день. В месторождении Буркбернетт объёмы добычи очень заметно снизились из-за неглубокого бурения. Во многих крупнейших скважинах Мексики отдача снизилась как из-за экономических условий, так и из-за проникновения солёной воды или деформации пластов из-за извержений вулканов.

Существует дефицит новых месторождений. Мы слышим об их открытиях в различных частях этой и других стран, но для того, чтобы идти в ногу с огромным потребительским спросом, потребуется немало богатых месторождений. Очевидно, что в нефтяной отрасли нет точки насыщения, вся деятельность отрасли направлена на восполнение дефицита, поскольку на практике ежегодно поглощается всё доступное предложение.

Увеличение количества машин всех видов и устранение ручного труда являются важным моментом в формировании спроса, так как каждый элемент машин требует смазки, а смазочные материалы изготавливаются на основе сырой нефти. Автомобили потребляют не только горючее, но и большое количество смазочного масла.

Тракторы представляют ещё один большой новый путь развития потребления и должны со временем заменить на фермах лошадей, как в городах это сделали автомобили. Насколько мне удалось убедиться, в Сиэтле сегодня нет ни одной лошади.

1894 год, кажется, был не так давно, но когда в то время я сказал кому-то, что скоро мы будем путешествовать на безлошадных повозках, меня высмеяли как фантазёра.

Сейчас я хочу поделиться ещё одной похожей фантазией. Дело в том, что под улицами Нью-Йорка и всех других крупных центров в недалёком будущем будут проложены трубы, по которым будет доставляться мазут для использования вместо угля для отопления, производства и других целей. И вот предложение для любого из моих читателей, кто в состоянии заполучить права на такие операции в соответствующем сообществе, в один прекрасный день эти права будут стоить много денег.

Скоро пройдут те дни, когда людей должны отправляться в шахты, чтобы добыть уголь, загрузить его в железнодорожные вагоны, перевезти на сотни миль, разгрузить в угольные тележки, перевезти на грузовиках по улицам города, свалить в подвалы и погрузить в печи.

Огромные нефтяные резервуары, подобные используемым в настоящее время газовым резервуарам, будут содержать жидкое топливо, подачей которого можно управлять простым поворотом клапана или работой термостата.

Не грести уголь и не вынимать пепел! Это должно сделать жизнь в городе или деревне более привлекательной, особенно для тех, кому приходится поторапливаться с утра до вечера. Но для производителя, владельца офисных зданий или апартаментов, эта разработка будет иметь гораздо более широкое применение, поскольку она будет означать устранение ряда факторов, которые в настоящее время способствуют повышению арендной платы, эксплуатационных и производственных затрат.

Вы можете не следовать этому предложению, но кто-то последует, и многие из них сделают таким путём миллионы.

Практически каждая отрасль, от производства мелочей до железнодорожных локомотивов и огромных промышленных предприятий, потребляет нефть разными способами. Мир машин не может существовать без нефти. Использование машин и особенно движущая сила внутреннего сгорания распространяется по всему миру. Существуют огромные территории, которые пока находятся на уровне использования примусов, но в конечном итоге и они перейдут к эпохе автомобилей и тракторов.

Продолжите мысль, и вы увидите, что, вероятно, в скором времени мы будем перевозить по воздуху не только пассажиров, но и грузы, что означает еще большую потребность в превращении сырой нефти в горючее и смазочные масла.

Это некоторые из причин, почему я покупал нефтяные акции в последние месяцы. И поэтому в Инвестиционном письме мы рекомендовали эти ценные бумаги нашим подписчикам. Из-за повышенного спроса на нефть многие из нефтеперерабатывающих заводов, взявшие обязательства по контрактам на поставку нефтепродуктов, повышают цену спроса в процессе торгов, так что выигрышные карты на руках у добывающих компаний.

Я предвкушаю период огромной прибыли в ведущих нефтяных компаниях, особенно там, где они имеют сильную позицию в области добычи.